Article: PDF
Аннотация: В статье на материале обратного словообразования в детской речи анализируется процесс перехода компенсаторной вербальной креативности в креативность осознанную. Обсуждаются общие проблемы, связанные с обратным словообразованием в русском языке; осуществляется попытка доказать, что в речевой деятельности не только детей, но и взрослых носителей языка обратная деривация играет существенно более значимую роль, чем это принято считать. Рассматриваются различные примеры обратного словообразования в спонтанной речи детей. На материале эксперимента (80 детей 4-8 лет) демонстрируется соотношение вербальной креативности компенсаторного и осознанного характера при обратном словообразовании. В результате делается вывод о том, что процесс перехода от компенсаторной к осознанной вербальной креативности происходит постепенно, иногда на протяжении нескольких лет. Проходящее между проявлением компенсаторной вербальной креативности и проявлением осознанной креативности в области словообразования время определяется тем, когда осваивается та или иная конкретная словообразовательная модель, скорость же этого перехода зависит от индивидуальной языковой способности ребенка. Проявления процесса перехода от компенсаторной к осознанной вербальной креативности – это сначала эксплицирование ребенком сомнений в существовании созданной им языковой единицы, а затем – сознательный отказ от языковой нормы, проявляющийся либо в виде языкового протеста, либо (чаще) в виде шутки, игры со словом.
Ключевые слова: детская речь, развитие речи, лингвокреативность, словообразовательные инновации, обратное словообразование, компенсаторная вербальная креативность, осознанная вербальная креативность.
Abstract: The article analyzes the process of transition of compensatory verbal creativity into conscious creativity based on the material of reverse word formation in children's speech. The general problems connected with reverse word formation in Russian are discussed; an attempt is being made to prove that in the speech activity of not only children, but also adult native speakers, reverse derivation plays a noticeably more significant role than is commonly believed. Various examples of reverse word formation in children's spontaneous speech are considered. Based on the material of the experiment (80 children aged 4-8 years), the ratio of verbal creativity of a compensatory and conscious nature during reverse word formation is demonstrated. As a result, it is concluded that the process of transition from compensatory to conscious verbal creativity occurs gradually, sometimes over several years. The time between the manifestation of compensatory verbal creativity and the manifestation of conscious creativity in the field of word formation is determined by the time of mastering a particular word-formation model, while the speed of this transition depends on the individual language ability of the child. Manifestations of the process of transition from compensatory to conscious verbal creativity are first the child's explication of doubts about the existence of the language unit he created, and then a conscious rejection of the language norm, which manifests itself either in the form of a linguistic protest, or (more often) in the form of a joke, a game with a word.
Key words: child language, language acquisition, language creativity, derivational innovations in child language, reverse word formation, compensatory verbal creativity, conscious verbal creativity.

Для цитирования:

Доброва, Г. Р. О процессе перехода компенсаторной вербальной креативности в креативность осознанную: на материале обратного словообразования в детской речи / Г. Р. Доброва, А. А. Ерегина // Лингвистика креатива. – 2023 – № 1. – С. 32-55. // Лингвистика креатива. – 2023. – №1. – С. 32-55.

Об авторе (авторах) :

Доброва Галина Радмировна – профессор кафедры языкового и литературного образования ребенка Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (СанктПетербург, Россия). Адрес: 191186, Россия, г. Санкт- Петербург, наб. реки Мойки 48.

Список литературы:

Гридина Т. А. Онтолингвистика: Язык в зеркале детской речи. М.: Флинта, 2013. – 152 с.

Гридина Т. А. Объяснительный словарь детских инноваций. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2012. – 202 с.

Гридина Т. А. Метафоры детской речи как феномен лингвокреативного мышления и поэтической одаренности // Лингвистика креатива-4: коллективная монография / Под ред. Т.А.Гридиной. – Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2018. – С.11-39.

Детские словообразовательные инновации. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986.

Доброва Г. Р. Детские высказывания о языке в динамике: на примере одного ребенка // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2017. № 15. С. 17-32.

Доброва Г. Р. Языковой протест как одно из проявлений метаязыковой деятельности – почему не у всех детей? // Проблемы онтолингвистики-2012. Материалы междунар. науч. конф., посвященной 130-летию со дня рождения К. И. Чуковского и 120-летию со дня рождения А. Н. Гвоздева. 2012.

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный. М.: Русский язык, 2000.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., М., 1997.

Русская грамматика. М.: Наука, 1980. Т.1.

Улуханов И. С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М.: Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова, 2008.

Цейтлин С. Н. Обратное словообразование в детской речи // Психолингвистические исследования (речевое развитие и теория обучения языку). М.: АН СССР, Институт языкознания, 1978. С. 61-66.

Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М.: Знак, 2009.

Цейтлин С. Н. Лингвистические этюды. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2013.

About the author(s) :

Dobrova Galina Radmirovna – Professor of the Department of Language and Literary Education. Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia).

lk_2023_3.jpg