Рубрика: МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИНГВОКРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
Article: PDF
Аннотация: Проблемное поле статьи определяется исследованием феномена вербальной креативности в свете игровых тренинговых технологий. Автор исходит из постулата о конгруэнтности таких тренингов природе языковой игры как форме лингвокреативного мышления, основанной на актуализации ассоциативного потенциала словесных знаков. Механизмы языковой игры, связанные с осознанным нарушением языкового канона, создают зону языковой свободы, не предполагающей алгоритмизированного, заранее известного решения поставленной задачи. Для организации таких тренингов могут быть использованы процедуры психолингвистического эксперимента, которые стимулируют эвристические возможности реализации потенциала языковых форм и значений. Данные процедуры обнаруживают психологически релевантный для каждого участника лингвокреативный регистр «манипулирования» словесными знаками. В статье описываются разработанные на основе метода вероятностного прогнозирования тренинги рецепции и порождения текста в игровом ключе: восприятие и интерпретация лакунаризованного текста в зависимости от расстановки в нем знаков препинания; порождение текстов на базе заданных буквенных «наборов»; процедура свободного толкования и направленного ассоциативного эксперимента как диагностика и развитие способности респондентов (участников тренинга) к считыванию эмоционально-экспрессивного и семантического функционала частиц (с последующим созданием игровых текстов на их основе).
Ключевые слова: вербальная креативность, тренинги вербальной креативности, экспериментальные методы психолингвистических исследований.
Abstract: The problem field of the article is determined by the study of the phenomenon of verbal creativity in the light of game technologies for the diagnosis and development of creative abilities of a linguistic personality. The author proceeds from the postulate that such trainings correspond to the nature of language play as a form of linguocreative thinking based on the actualization of the associative potential of verbal signs. The mechanisms of the language game associated with the conscious violation of the language canon create a zone of linguistic freedom that does not imply an algorithmic, previously known solution to the problem. To organize such trainings, psycholinguistic experiment procedures can be used, which stimulate heuristic possibilities of realizing the potential of language forms and meanings. These procedures reveal the linguistic and creative register of "manipulation" of verbal signs, which is psychologically relevant for each participant. The article describes the trainings of perception and generation of text in a playful form, developed on the basis of the method of probabilistic forecasting: perception and interpretation of lacunarized text depending on the location of punctuation marks in it; generation of texts based on given letter "sets".; procedure of free interpretation and directed associative experiment as diagnostics and development of the ability of respondents (training participants) to read the emotional-expressive and semantic functionality of particles (with subsequent creation of game texts based on them).
Key words: verbal creativity, verbal creativity training, experimental methods of psycholinguistic research.

Для цитирования:

Гридина Т. А. Психолингвистические методы как основа организации тренингов вербальной креативности / Т. А. Гридина // Лингвистика креатива. – 2023 – № 1. – С. 10-31. // Лингвистика креатива. – 2023. – №1. – С. 10-31.

Об авторе (авторах) :

Гридина Татьяна Александровна – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общего языкознания и русского языка. Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург, Россия). Адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, 281. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Список литературы:

Ажеж К. Человек говорящий: Вклад лингвистики в гуманитарные науки. – М., 2003.

Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 1996. – 214 с.

Гридина Т.А. Ассоциативные проекции детских словотворческих инноваций и тренинги вербальной креативности // Лингвистика креатива-3 / Под общей редакцией Т.А. Гридиной. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2014. – С. 14-75.

Гридина Т.А. Вербальная креативность ребенка: от истоков словотворчества к языковой игре: моногр., 2-е изд., испр. и доп.: - Екатеринбург: Урал. гос. пед ун-т, 2018. – 272 с.

Доброва Г.Р Вариативность речевого развития детей. – М. : Издательский Дом ЯСК, 2018. – 262 с.

Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1964. № 6. – С. 26-38.

Кабардов М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика. – М.: Смысл, 2013. – 400с.

Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно- вербальная сеть. – М.: Ин-т русского языка им. В.В.Виноградова РАН, 1999. – 180 с.

Коновалова Н.И. Ресурсы речевой психодиагностики в образовательном процессе // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 11. – С. 195-202.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 2003.

Леонтьев А.А. Эвристический принцип в восприятии, порождении и усвоении речи // Вопросы психологии. – 1974. – № 5. – С. 53-62.

Лосев Ф.Ф. Бытие – имя – космос /Сост и ред. А.А. Тахо- Годи. – М.: Мысль, 1993.

Норман Б.Ю. Игра на гранях языка. – М., Флинта, 2023. – 344 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПБ, 1999.

Трик Х.Е. Основные направления экспериментального измерения творчества // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В.Петухова. – М. , 1981.

About the author(s) :

Gridina Tatyana Aleksandrovna – Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of General Linguistics and the Russian Language. Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia).

lk_2023_3.jpg