Рубрика: МЕХАНИЗМЫ ЛИНГВОКРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
Article: PDF
Аннотация: В статье анализируются операциональные механизмы языковой игры в шутливых вопросах интеллектуальной телевикторины «Кто хочет стать миллионером?». Варианты предлагаемых ответов (правильный и неправильные) рассматриваются как ассоциативные цепочки и парадигмы, в которых ассоциаты соотносятся между собой по какому-либо основанию — лингвистическому и/или внеязыковому. Игровые версии ответов, проявляющие альтернативные возможности интерпретации словесных знаков, характеризуются в соотношении с прототипом (прецедентными феноменами и единицами разных тематических сфер и языковых уровней). Представлена типология шутливых вопросов с выделением доминантных интерпретационных векторов моделирования ассоциативного контекста игровых трансформ. Игровая интеракция рассматривается в свете корреляции интенции адресанта и ее потенциального декодирования адресатом. Провокативный характер приемов языковой игры, основанный на эффекте обманутого ожидания, позволяет рассматривать шутливые вопросы телевикторины как осовремененный жанр традиционной смеховой культуры.
Ключевые слова: языковая игра, ассоциативные механизмы, лингвокреативное мышление, лингвокреативность, игровые жанры, телешоу, интеллектуальные телевикторины, шуточные вопросы.
Abstract: The article analyzes the operational mechanisms of the language game in the playful questions of the intellectual quiz show "Who wants to become a millionaire?". The variants of the proposed answers (correct and incorrect) are considered as associative chains and paradigms in which the associates relate to each other on some basis – linguistic and/or extra-linguistic. Game versions of the answers showing alternative possibilities of interpretation of verbal signs are characterized in relation to the prototype (precedent phenomena and units of different thematic spheres and language levels). A typology of playful questions is presented with the allocation of dominant interpretive vectors for modeling the associative context of game transforms. Game interaction is considered in the light of the correlation between the intention of the addresser and its potential decoding by the addressee. The provocative nature of the language game techniques, based on the effect of deceived expectations, allows us to consider the humorous questions of the quiz show as a modernized genre of traditional laughing culture.
Key words: language game, associative mechanisms, linguocreative thinking, linguocreativity, game genres, TV shows, intellectual quiz shows, comic questions.

Для цитирования:

Гридина Т. А. Ассоциативные механизмы языковой игры в жанре интеллектуальной телевикторины / Т. А. Гридина // Лингвистика креатива. – 2023. – №2. – С. 26-48. // Лингвистика креатива. – 2023. – №2. – С. 26-48.

Об авторе (авторах) :

Гридина Татьяна Александровна – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общего языкознания и русского языка. Уральский        государственный       педагогический университет (Екатеринбург, Россия).

Адрес: 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, 281.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

 

Список литературы:

Боно Эдвард де. Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. 320 с.

Гридина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет, 1996. 214 с.

Гридина Т. А. Приколы "Русского радио": новые жанры медиадискурса в свете традиционной смеховой культуры // Политическая лингвистика. 2014. № 2(48). С. 34-38.

Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Игровая прагматика русских народных примет // Лингвистика креатива-2 / Под общей редакцией проф. Т. А. Гридиной. 2-е издание. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2012. С. 83-100.

Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М.: Изд-во РГГУ, 1999.

Кабардов М. К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика. М.: Смысл, 2013. 400с.

Караулов          Ю. Н.          Активная          грамматика          и ассоциативно-вербальная сеть. М.: Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 1999. 180 с.

Леонтьев А. А. Эвристический принцип в восприятии, порождении и усвоении речи // Вопросы психологии. – 1974. – №5. – С.53-62.

Лосев А. Ф. Бытие – имя – космос / Сост. и ред. А.А. Тахо- Годи. М.: Мысль, 1993.

Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров // Семиосфера. СПб., 2001. С. 150-392.

Трик Х. Е. Основные направления экспериментального измерения творчества // Хрестоматия по общей психологии. Психология   мышления   /   Под    ред.    Ю.Б.    Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., 1981.

About the author(s) :

Gridina Tatyana Aleksandrovna – Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of General Linguistics and the Russian Language. Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia).

lk_2023_3.jpg