Рубрика: ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ И ФОРМЫ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИИ
Article: PDF
Аннотация: В настоящем исследовании, опираясь на предложенную Ю.Н. Карауловым трехуровневую модель языковой личности, мы моделируем фрагмент коммуникативно-прагматического уровня языковой способности говорящего субъекта. Отличительная особенность этой языковой личности – стремление и умение передразнивать собеседников. Речь идет о коммуникативных ситуациях непринужденного и неподготовленного диалога или полилога (разговоры между подругами или членами семьи). Языковой материал позволяет выявить и описать основные интенции говорящего и, конечно, его умение слышать / анализировать / представлять / передразнивать чужую речь, утрируя ее, и выражать косвенным образом свою оценку манеры речи, эмоционального состояния / поведения своего собеседника. Вопросы, которые представляются наиболее интересными в этой исследовательской области, сводятся к следующим: какие именно особенности чужой речи привлекают внимание «передразнивателя» и какие цели он преследует. Таким образом, рассматриваемая тема встраивается, с одной стороны, в проблематику изучения чужой речи, а с другой стороны, в контекст аксиологических исследований.
Ключевые слова: языковая личность, коммуникативно-прагматический уровень, структура языковой личности, передразнивание, коммуникативные стратегии, речевая деятельность, речевое поведение.
Abstract: In this research, based on the three-level model of linguistic personality proposed by Y.N. Karaulov, we model a fragment of the communicative-pragmatic level of the speaker’s language ability. A distinctive feature of this linguistic personality is the desire and ability to mimic interlocutors. The research focuses on communicative situations of an informal and unprepared dialogue or polylogue (conversations between friends or family members). The language material allows for identifying and describing the main intentions of the speaker and, of course, their ability to hear / analyze / represent / mimic another person’s speech by exaggerating it, and to indirectly express their assessment of the interlocutor’s utterance, emotional state / behavior. The questions that seem to be the most interesting in this research area are as follows: which features of another person’s speech attract the attention of the “mimicking person” and what goals they pursue. Thus, the topic under consideration is embedded, on the one hand, in the problems of studying another person’s speech, and on the other hand, in the context of axiological research.
Key words: linguistic personality, communicative-pragmatic level, structure of linguistic personality, mimicing, communicative strategies, speech activity, speech behavior.

Для цитирования:

Трипольская Т. А., Шпильман М. В. Варианты речевого поведения: передразнивание как коммуникативная стратегия / Т. А. Трипольская, М. В. Шпильман // Лингвистика креатива. – 2023. – №2. – С. 9-25. // Лингвистика креатива. – 2023. – №2. – С. 9-25.

Об авторе (авторах) :

Трипольская Татьяна Александровна ‒ доктор филологических наук, профессор кафедры современного русского языка и методики его преподавания. Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия).

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Шпильман Марина Владимировна ‒ кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка и методики его преподавания. Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия).

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Список литературы:

Арутюнова Н.Д. Речевой акт // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 412–413.

Арутюнова    Н.Д.    Диалогическая    модальность     и явление цитации // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М., 1992.С. 52–56.

Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.,   1999. 668 с.

Бахтин М.М. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 6. Проблемы поэтики Достоевского, 1963. Работы 1960-х – 1970-х гг. М.: Русские словари, Языки славянской культуры, 2002. 799 с.

Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1993. 171 с.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. 264 с.

Серль Дж. Р. Косвенные речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.17. Теория речевых актов. М., 1986. С. 195–222.

Степанов Ю.С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип    Причинности // Язык и наука конца ХХ века. М., 1995. С. 35–73.

Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса. Харьков, 2009. 354 с.

Трипольская Т.А. Эмотивно-оценочный дискурс: когнитивный и прагматический аспекты. Новосибирск, 1999. 169 с.

Трипольская Т.А., Шпильман М.В. Языковая маска как коммуникативная стратегия // Проблемы интерпретационной лингвистики. Новосибирск, 2002. С. 63–71.

Шпильман М.В. Коммуникативная стратегия «речевая маска» (на материале произведений А. и Б. Стругацких): автореф. дисс. … канд. филол. наук. Новосибирск, 2006. 23 с.

About the author(s) :

Tripolskaya Tatiana Aleksandrovna ‒ Doctor of Philology Sciences, Department of Modern Russian Language and Methods of Its Teaching. Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia).

Shpilman Marina Vladimirovna – Candidate of Philology, Sciences, Docent. Department of Modern Russian Language and Methods of Its Teaching. Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia).

lk_2023_3.jpg