Вам может быть интересно:
Архив журнала
Внеконтекстуальное и контекстуальное значение окказионализмов: экспериментальные данные
- 45
- Article: PDF
Аннотация: В статье представлены результаты пилотного психолингвистического эксперимента, направленного на фиксацию результатов смыслового восприятия окказионализмов адресатами речевого сообщения и реконструкцию факторов, мотивирующих формирование субъективного содержания таких слов в сознании говорящих. Исследование выполнено с опорой на методологический инструментарий лингвистики креатива и психолингвистики; вносит вклад в обоснование процедур научной интерпретации экспериментальных данных о формах проявления вербальной креативности человека. По результатам эксперимента психологически реальное внеконтекстуальное значение окказионализма описано как схематизированное концептуальное новообразование, которое формируется посредством обнаружения внутренней формы слова и выдвижения наиболее отмеченных вербальных ассоциаций, относящихся к тем конвенциональным единицам, которые реципиент произвольно определяет как мотивирующие по отношению к производному слову-окказионализму. Контекстуальное значение окказионализма описано с точки зрения одновременного формирования образа слова и образа текста в ситуации интерпретирования. Делается заключение о перспективности исследования свойств окказионального слова (творимости, эмерджентности, индивидуальной принадлежности) с точки зрения психологической и прагматической обусловленности неконвенционального смыслообразования.
Ключевые слова: неконвенциональное смыслообразование, факторы креативности, лингвокреативность, психолингвистика, ассоциативный потенциал слова, внутренняя форма слова, психолингвистическое значение слова, окказионализмы.
Abstract: The article describes the results of a pilot psycholinguistic experiment aimed at tracing the results of language users’ semantic perception of nonce-words (occasionalisms) and determining the factors motivating the non-conventional meaning construction. The study relies on the methodological frameworks of creative linguistics and psycholinguistics. The study contributes to the operationalization of experimental methods application in the research of verbal creativity. According to the results of the experiment, “the psychologically real” core-sense of the occasionalism is described as a schematized conceptual innovation, which is formed by the reader’s detecting the inner form of the word and foregrounding the most salient verbal associations attributed to subjectively selected motivating words (external conventional words that the reader finds to be related to the derived word-occasionalism). The contextual meaning of the occasionalism is described in terms of the reader’s simultaneous construing the word image and the text image in the situation of the text interpretation. A conclusion is made about the prospects of studying the properties of an occasional word (creativity, emergence, individual affiliation) from the point of view of the psychological and pragmatic conditionality of non-conventional meaning construction.
Key words: non-conventional meaning construction, creativity factors, word associative potential, inner form of the word, psychologically real (psycholinguistic) meaning of the word.
Для цитирования:
Устинова Т. В. Внеконтекстуальное и контекстуальное значение окказионализмов: экспериментальные данные / Т. В. Устинова // Лингвистика креатива. – 2023. – №2. – С. 49-64. // Лингвистика креатива. – 2023. – №2. – С. 49-64.
Об авторе (авторах) :
Устинова Татьяна Викторовна – доктор филологических наук, доцент кафедры лингвистики, перевода и межкультурной коммуникации. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия).
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Список литературы:
Гридина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество: монография. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: Урал. гос. пед. Ун-т, 1996. 214 с.
Гридина Т. А. Языковая игра в художественном тексте: монография. 3-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013.
Гридина Т. А. Ассоциативный потенциал слова как основа лингвистической креативности: экспериментальные данные // Вопросы психолингвистики. – 2015. – № 3 (25). – С. 148–157.
Гридина Т. А. Словесные эксперименты Игоря Северянина: игра в поле языковых возможностей // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2016. № 2. С. 83–95.
Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Методы психолингвистических исследований: теория, практикум, тренинги: учебное пособие. Екатеринбург, 2020.
Крученых А. Е. Стихотворения, поэмы, опера / Вступ. ст., подг. текста и комм. С. Р. Красицкого. СПб.: Академический проект, 2001.
Леонтьев А. А. Психолингвистический аспект языкового значения // Вопросы психолингвистики. – 2011. – № 1(13). – С. 8–29.
Лыков А. Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово). М.: Высш. школа, 1976.
Пищальникова В. А. Внутренняя форма языка и внутренняя форма слова. К 150-летию со дня рождения А.А. Потебни // Русский язык в школе. – 2015a. – № 9. – С. 47–51.
Пищальникова В. А. Внутренняя форма языка и внутренняя форма слова. К 150-летию со дня рождения А.А. Потебни. (Окончание) // Русский язык в школе. – 2015b. – № 10. – С. 50–53.
Стернин И. А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1985.
Стернин И. А., Рудакова А. В. Психолингвистическое значение слова и его описание. Staarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011.
Торсуева И. Г. Контекст // Языкознание / гл. ред. В.Н. Ярцева. 2-е репринт. изд. М.: БЭС, 1998. С. 238–239.
Устинова Т. В. Неконвенциональное смыслообразование в поэтической речи: опыт лингвокогнитивного моделирования читательской рецепции / науч. ред. Т. А. Гридина. Екатеринбург, 2017.
Фещенко В. В. Лингвокреативность в художественном и научном дискурсах // Лингвокреативность в дискурсах разных типов: Пределы и возможности: коллективная монография / Отв. ред. И.В. Зыкова. М.: Р. Валент. 2021. С. 190–257.
Roehr-Brackin K. Metalinguistic Awareness and Second Language Acquisition. New York: Routledge, 2018.
About the author(s) :
Ustinova Tat'yana Viktorovna – Doctor of Philology, Associate Professor of the Department of Linguistics, Translation and Intercultural Communication. Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia).