Article: PDF
Аннотация: В статье обсуждается вопрос о связи лингвокреативности с другими видами креативной деятельности. Исследование основано на опыте разработки игр для детей дошкольного и школьного возраста. Каждая игра включает в себя диагностику уровня лингвокреативности испытуемых и саму игру, призванную способствовать развитию их вербальной креативности. Рассматриваются игры, в которых дети создают лексико-семантические и словообразовательные инновации. Подробно анализируется игра, в которой дети должны образовывать слова, эквивалентные по своей семантике иноязычным словам. Сопоставляются результаты проведения диагностики и осуществления данной игры с обычными 9-классниками (12 человек) и учащимися того же возраста (12 человек) - участников проекта, направленного на развитие у них креативности в других областях (не вербальной креативности). У детей двух групп обнаруживаются существенные различия при выполнении задания, - в первую очередь, у участников проекта фиксируется большее количество оригинальных ответов, в том числе основанных на шутке, на языковой игре, а также более высокий уровень вариативности, более осознанное отношение к выполнению заданий и способность к языковой рефлексии. На основании анализа результатов проведения этой и других игр делается вывод, что лингвокреативность является частью более широкого «пространства» - креативности как таковой и что развитие одной из креативных способностей/склонностей способствует развитию и других.
Ключевые слова: детская речь, лингвокреативность, креативность, лексико-семантические инновации, лексическая семантика, языковая личность, словообразование, словообразовательные инновации, творческие способности.
Abstract: This article discusses the question of the relationship of language creativity with other types of creative activity. The study is based on the experience of creation games for children of preschool and school age. Each game includes a diagnosisthat detects the level of language creativity of the subjects as well as the game itself, designed to promote the development of their verbal creativity. The games in which children create semantic and derivational innovations are considered. One of the games is analyzed in detail. In this game children must form words that are equivalent in their semantics to foreign words. The results of the diagnosis and the implementation of this game are compared with ordinary 9th graders (12 people) and students of the same age (12 people) - participants in the project aimed at developing their creativity in other areas (not verbal creativity).The children of the two groups showed significant differences in the performance of the task - first of all, the participants of the project recorded a greater number of original answers, including those based on a joke, on a language game, as well as a higher level of variability, as well as a more conscious attitude to the implementation tasks and the ability for language reflection...
Key words: child language, language acquisition, language creativity, creativity, semantic innovations in child language, derivational innovations in child language.

Для цитирования:

Доброва, Г. Р. О связи между лингвокреативностью формирующейся языковой личности и креативностью как совокупностью реализуемых творческих способностей индивида / Г. Р. Доброва, А. И. Мельникова // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. – 2022. – № 2. – С. 255-268. – EDN NCPSPR. // Лингвистика креатива. – 2022. – Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. – С. 255-268.

Об авторе (авторах) :

Доброва Галина Радмировна – профессор ка- федры языкового и литературного образования ребенка Российского государственного педаго- гического университета им. А.И. Герцена (Санкт- Петербург, Россия).

Адрес: 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки 48

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Мельникова Алевтина Ильгизовна – магист- рант кафедры педагогики начального образова- ния и художественного развития ребенка Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия).

Адрес: 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки 48

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Список литературы:

Барышева Т.А. Психология развития креативности: теория, диагно- стика, технологии. Монография. СПб.: Изд-во ВВМ, 2016. 316 с.

Гридина Т.А. К истокам вербальной креативности: творческие эв- ристики детской речи // Лингвистика креатива: Коллективная моно- графия. – 2-е изд. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. С.5 – 58.

Гридина Т.А. Лингвокреативные стратегии семантизации слова и освоение операционной техники языковой игры в онтогенезе: экспе- риментальные данные // Педагогическое образование в России, 2014.

№ 5. С. 153-158.

Гридина Т.А. Метафоры детской речи как феномен лингвокреатив- ного мышления и поэтической одаренности // Лингвистика креатива-4: коллективная монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2018. С.11-39.

Гридина Т.А. Феномен вербальной креативности в свете инноваций детской речи: методология анализа // Стратегические ориентиры со- временного образования. 2020. С. 69-72

Гридина Т.А., Пипко Е.И. Ступеньки словесного творчества: тре- нинг вербальной креативности. Программа внеурочной деятельности (для учащихся основной общеобразовательной школы) / Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2014. – 81 с.

Доброва Г.Р. Психолингвистические причины общности некоторых фактов детской речи и разговорной речи взрослых // Психолингвисти- ческие аспекты изучения речевой деятельности. 2007. № 5. С. 53-69

Доброва Г.Р. Лингвокреативность детей раннего возраста: к вопро- су о необычных стратегиях речевого поведения // Лингвистика креати- ва-3: Коллективная монография. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2014. С. 75-89

Доброва Г.Р. Глава 1. Креативные стратегии заполнения языковых лакун у детей-монолингвов и детей-билингвов // Лингвистика креати- ва-5. Екатеринбург, 2020. С. 146-159

Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М.: Знак, 2009. 592 с.

About the author(s) :

Dobrova Galina Radmirovna – Professor of the Department of Lan- guage and Literary Education. Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia).

 

Melnikova Alevtina Ilgizovna – Postgraduate at the Department of Pedagogy of Primary Education and Artistic Development of the Child. Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia).

lk_2023_3.jpg