Article: PDF
Аннотация: В статье определяется понятие мем с точки зрения лингвистического подхода. В рамках исследования креативного потенциала мема определяются его основные элементы, которые могут быть экстраполированы на другие мемы. Анализ особенностей подтверждается выборкой более 100 вариантов мема «Наташ, вставай» за период 2020-2021 год. Выделяются и кратко описываются значимые элементы языка мема. Анализируются элементы коммуникативной ситуации и языковые элементы мема с точки зрения возможности их изменений. Анализ выделенных элементов позволяет сделать вывод о связи функционирования мема в речи с возможностью его трансформирования, приспособления к актуальным событиям. Особо отмечается отличие мема от фразеологических единиц, проявляющееся в возможности актуальных для носителя языка и коммуникативной ситуации изменениях структуры и состава мема.
Ключевые слова: мемы, виртуальная коммуникация, коммуникативные ситуации, фразеология, фразеологические единицы, фразеологизмы, лингвокреативность.
Abstract: The article defines the concept of meme in the framework of linguistic research. As part of the study of the creative potential of the meme, the main elements of the “Наташ, вставай” meme are determined, which can be extrapolated to other memes. The analysis of features is confirmed by a sample of more than 100 variants of the “Наташ, вставай” meme for the period 2020-2021. Significant elements of the meme language are highlighted and briefly described. The elements of the communicative situation and the linguistic elements of the meme are analyzed from the point of view of the possibility of their changes. The analysis of the selected elements allows us to conclude that the functioning of the meme in speech is connected with the possibility of its transformation, adaptation to current events. The difference between a meme and phraseological units is especially noted, which is manifested in the possibility of changes in the structure and composition of the meme that are relevant for the native speaker and the communicative situation.
Key words: meme, transformation, virtual communication, communicative situation, phraseology, creative.

Для цитирования:

Крылов, Ю. В. Креативный потенциал языка мема (на материале изменений мема "Наташ, вставай") / Ю. В. Крылов // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. – 2022. – № 2. – С. 58-70. – EDN VPJGDM. // Лингвистика креатива. – 2022. – Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. – С. 58-70.

Об авторе (авторах) :

Крылов Юрий Владимирович – кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка и методики его преподавания. Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия).

Адрес: Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Список литературы:

Анисимова Е.Е. О целостности и связности креолизованного текста (к постановке проблемы)// Филологические науки. 1996. №5.

Аршинская Н. А. Проблема восприятия и интерпретации интернет- мемов // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. Т. 9. № 4. С. 10-16.

Бережной В.А. Интернет-мем и анекдот: к постановке проблемы // Вісник Запорізького національного університету. Філологічні науки. 2014. №. 1. С. 135–144.

Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения Текст. / Т. Г. Винокур. М.: КомКнига, 2005. 176 с.

Голубева А., Семилет Т. Мем как феномен культуры // Культура и текст. 2017. № 3 (30).

Горобцова И. В., Киселёва Н. Ю. Речевой жанр интернет-мема в со- временном англоязычном сетевом пространстве // Современные тренды развития социогуманитарного знания: сборник. 2014. С. 140-151.

Докинз Р. Эгоистичный ген. Litres, 2016. 610 с.

Зиновьева Н. А. Анализ процесса конструирования смысла Интер- нет-мема //Дискуссия. 2013. №. 9. С. 133-137.

Канашина С. В. Что такое интернет-мем? // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. №  28 (277). С. 84-90.

Мигранова Л. Ш., Кромина Е. И. Интернет-мем как особое средство коммуникации // Вопросы современной филологии и проблемы мето- дики обучения языкам. Материалы третьей международной научно- практической конференции. Под редакцией В.С. Артемовой. 2015. С. 239-243.

Серебрякова А. Ю. О компонентах коммуникативной ситуации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2009. № 25. С. 30-32.

Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их комму- никативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990.

About the author(s) :

Krylov Yury Vladimirovitsh – Ph.D. of Philological Sciences, assistant professor at the Department of Modern Russian Language and Teaching Methods. Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia).

lk_2023_3.jpg