Article: PDF
Аннотация: Исследование путей интерпретации текстов позволяет обнаружить возможности и ограничения противопоставляемых стратегий освоения языка - аналитической и холистической - на основе выявления механизмов и закономерностей понимания составляющих текста и внеязыковой реальности, кодируемой текстом. Аналитическая стратегия основывается на опережающем развитии лексикона и восприятии значения текста как производного значений составляющих его слов. Холистическая стратегия использует слово и текст как средство понимания и преобразования внеязыковой реальности. В рамках эксперимента, проведенного со старшими дошкольниками, выяснилось, что носители аналитической стратегии точнее в пересказе, но точность не гарантирует преимуществ в интерпретации ситуационных пресуппозиций текста. Холистическая стратегия, даже при неполном или неточном воспроизведении текста, обеспечивает реконструкцию внеязыковой реальности за счет опоры не столько на языковое значение слов, сколько на смысл текста на базе способности использовать все когнитивные инструменты, в том числе и язык, не как самоценность, а как средство адаптации к реальности и ее активного преобразования.
Ключевые слова: детская речь, онтолингвистика, стратегии освоения языка, когнитивные стили, освоение асимметрии языкового знака, релятивные номинации, понимание текста, когнитивные стратегии, когнитивная лингвистика.
Abstract: The study of the ways of interpreting texts allows us to discover the possibilities and limitations of opposing strategies for language acquisition (analytical and holistic) based on the identification of mechanisms and patterns of understanding the components of the text and extralinguistic reality encoded by text. The analytical strategy is based on the advanced development of the lexicon and perception of text meaning as a derivative of its constituent words significations. Holistic strategy uses words and text as a means of understanding and transforming extralinguistic reality. In experiment with older preschoolers, it turned out that the carriers of the analytical strategy are more accurate in retelling, but accuracy does not guarantee advantages in interpreting the situational presuppositions of text. The holistic strategy, even with incomplete or inaccurate reproduction of text, provides a reconstruction of extralinguistic reality by relying not so much on the linguistic signification of words, but on the text meaning.
Key words: language acquisition strategies, ontolinguistics, cognitive styles, mastering of asymmetry of language sign, relative nominations, text understanding.

Для цитирования:

Сизова, О. Б. Текст: цель или средство? (влияние когнитивных стратегий детей на понимание текста) / О. Б. Сизова // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. – 2022. – № 2. – С. 318-327. – EDN ZWGZNR. // Лингвистика креатива. – 2022. – Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. – С. 318-327.

Об авторе (авторах) :

Сизова Ольга Борисовна – учитель-логопед. Психолого-педагогический центр по социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи (Санкт-Петербург, Россия).

Адрес: 191123, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, 35.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Список литературы:

Доброва Г.Р. Онтогенез персонального дейксиса (личные место- имения и термины родства). СПб., 2003

Доброва Г.Р. Вариативность речевого развития детей. М., 2018

Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979

Сизова О.Б. «Второй» язык: другой путь освоения первого языка // Проблемы онтолингвистики – 2017. Освоение и функционирование языка в ситуации многоязычия: Материалы ежегодной междунар. научной конф. 26-28 июня 2017, Санкт-Петербург Иваново, 2017 С.181-188.

Сизова О.Б. К вопросу об иерархии механизмов речи // Модаль- ность в языке взрослых и детей; Механизмы усвоения языка и овладе- ние речевой компетенцией. ACTA LINGUISTICA PETROPOLITANA. Труды ИЛИ РАНТ. XIII. Ч. 3. СПб., 2017. С. 741-773.

Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. Учебное пособие для студентов вузов. СПб.,2004.

Шелестюк Е.В. Речевое воздействие: онтология и методология ис- следования.М., 2014.

Bates E., Bretherton I., Snyder L. Fromfirstwords to grammar. Individu- al differences and dissociable mechanisms. Cambridge, 1988.

Bates E., Dale P., Thal D. Individual differences and their implications for theories of language development //Handbook of child language. Ox- ford, 1995.P. 1-55

Nelson K. Structure and strategy in learning to talk // Monographs of the society for research in child development. Serial № 149, vol. 38., № 3–4, 1973. P.1-135

About the author(s) :

Sizova Olga Borisovna – speech and language therapist. Psychologi- cal and Pedagogical Center for Social Adaptation of Children with Severe Speech Disorders (Saint- Petersburg, Russia).

lk_2023_3.jpg