Article: PDF
Аннотация: В статье анализируется феномен фоносемантической экспрессивности единиц молодежного сленга. Характеризуется соответствие/несоответствие фоносемантических ассоциаций нормам эвфонии современного русского языка, а также отражение фоносемантической значимости, ассоциативного наполнения и потенциального оценочного функционала таких слов в номинативных и коммуникативных практиках носителей молодежного сленга. В качестве материала для исследования привлечены англицизмы, популярные в современном Интернет-дискурсе: краш, кринж, трэш, изи, хейтить. Отобранные лексемы анализируются с применением методов фоносемантического анализа (в том числе с использованием компьютерных программ). Экспрессивный потенциал фоносемантов верифицируется с использованием психолингвистического метода прямого толкования. Проведенный эксперимент выявил высокую степень корреляции между эмоционально-оценочными ассоциациями, вызванными звучанием слов, и их смысловым наполнением в молодежном жаргоне, что позволяет сделать вывод о фоносемантической экспрессивности такого рода языковых единиц. Результаты исследования могут быть использованы в школьной и вузовской практике преподавания русского языка и литературы, при изучении молодежного сленга и причин его появления в русском языке. Полученные данные могут послужить основанием для выделения критериев оценки слов-фоносемантов в разного рода коммуникативных и номинативных практиках, соответствующих языковому вкусу современной молодежной аудитории.
Ключевые слова: молодежный сленг, англицизм, языковое сознание, психолингвистические эксперименты, фоносемантика, коммуникативные практики, молодежь, молодежный жаргон.
Abstract: The article analyzes the phenomenon of phonosemantic expressiveness of youth slang units. Correspondence/non-compliance of phonosemantic associations with the norms of euphony of the modern Russian language is characterized, as well as the reflection of phonosemantic significance, associative content and potential evaluative functionality of such words in the nominative and communicative practices of youth slang carriers. Anglicisms that are popular in modern Internet discourse are used as material for the study: crash, cringe, trash, easy, hate. The selected lexemes are analyzed using the methods of phonosemantic analysis (including the use of computer programs). The expressive potential of phonosemants is verified using the psycholinguistic method of direct interpretation. The experiment revealed a high degree of correlation between emotional-evaluative associations caused by the sound of words and their semantic content in youth jargon, which allows us to conclude that this kind of language units is phonosemantic expressiveness. The results of the study can be used in school and university practice of teaching the Russian language and literature, in the study of youth slang and the reasons for its appearance in the Russian language. The data obtained can serve as a basis for identifying criteria for evaluating phonosemantic words in various kinds of communicative and nominative practices that correspond to the linguistic taste of the modern youth audience.
Key words: youth slang, anglicism, linguistic consciousness, psycholin- guistic experiment, phonosemantics, communicative and nominative practices.

Для цитирования:

Ваулина, И. А. Краш и крашиха: фоносемантика в молодежном жаргоне / И. А. Ваулина // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. – 2022. – № 2. – С. 238-247. – EDN PLPXCZ. // Лингвистика креатива. – 2022. – Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. – С. 238-247.

Об авторе (авторах) :

Ваулина Ирина Александровна – кандидат филологических наук, доцент кафедры   общего   языкознания   и    русского языка. Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Список литературы:

Воронин С.В. Основы фоносемантики. – СПб., 1982.

Гареева Л.М. Современный молодежный сленг: его источники и разновидности// Международный научно-исследовательский журнал, Филологические науки. 2021. №9 (111). С. 129-131.

Гридина Т.А. Что такое «альдыпып»: фоносемантические проекции детского окказионального слова (экспериментальные данные)// Ураль- ский филологический вестник. Серия: Психолингвистика в образова- нии. 2015. №4. С. 45-56.

Гридина Т.А. "Через язык открывается дитяти сознание...": соотно- шение вербального и предметного кодов в детской картине мира // Филологический класс. – 2018. – № 2(52). – С. 64-69.

Гридина Т. А., Коновалова Н.И. Методы психолингвистических исследований: теория, практикум, тренинги. – Екатеринбург, 2020.

Журавлев А.П. Фонетическое значение слова. – Л., 1974.

Липатов А.Т. Сленг как проблема социолектики: монография. – М., 2010.

Левицкий В.В. Звуковой символизм: основные итоги. – Черновцы, 1998.

Словари

Англо-русский словарь онлайн. URL: https://wooordhunt.ru.

About the author(s) :

Vaulina Irina Aleksandrovna – Candidate of Philology, Docent of the Department of General Linguistics and Russian Language. Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia.

lk_2023_3.jpg