Рубрика: ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ЛИНГВОКРЕАТИВНОСТИ
Article: PDF
Аннотация: В статье рассматривается проблема индивидуального восприятия цвета звукобукв национального алфавита, которая отражает культурные различия между народами и является частью слова как «живого знания» (термин А.А. Залевской). Представлены результаты экспериментального исследования, подтверждающего выдвинутую автором работы гипотезу о сдвиге в восприятии цвета звукобукв носителями русской культуры. Доказывается, что наблюдаемые процессы непосредственно связаны с замещением национальных культурных ценностей, обусловливающих изменения в процессе мировосприятия на индивидуальном уровне.
Ключевые слова: цветовосприятие, звукобуквы, национальный алфавит, национальная культура, динамика, культурные ценности.
Abstract: The article deals with the problem of individual perception of the color of sond-letters of the national alphabet, which reflects cultural differences between peoples and is regarded as a part of the word as “living knowledge” (A.A. Zalevskaya's term). The results of an experimental study confirming the hypothesis about a shift in the perception of the color of letters by the carriers of Russian culture are presented. It is proved that the observed processes are directly related to the replacement of national cultural values, which cause changes in the process of world perception at the individual level.
Key words: Color perception, sound-letters, national alphabet, national culture, dynamics, cultural values.

Для цитирования:

Бубнова, И. А. Почему "покраснела" звукобуква я? / И. А. Бубнова // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. – 2022. – № 2. – С. 229-237. – EDN SFFKML. // Лингвистика креатива. – 2022. – Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. – С. 229-237.

Об авторе (авторах) :

Бубнова Ирина Александровна – доктор филологических наук, профессор, заве- дующий кафедрой зарубежной филологии. Московский городской педагогический университет (Москва, Россия). Адрес: 129226, Россия, Москва, ул. 2-й Сельско- хозяйственный проезд, 4. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Список литературы:

Бубнова И.А., Зыкова И.В., Красных В.В., Уфимцева Н.В. (Нео)психолингвистика и (психо)лингвокультурология: новые науки о человеке говорящем. М.: Гнозис, 2017. С.21–97.

Бутакова Л. О. Языковая способность, речевая компетенция, рече- вая деятельность представителей поколения Z // Русский язык в школе. 2021. Т. 82. № 4. С. 61–74. DOI: 10.30515/0131-6141-2021-82-4-61-74

Горелов И. Н. Избранные труды по психолингвистике. М: Лаби- ринт, 2003.

Гридина Т. А. "Своя игра": ребенок в мире языка: Монография.

Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016.

Журавлев А. П. Звук и смысл. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвеще- ние, 1991.

Залевская А. А. Интерфейсная теория значения слова: психолингви- стический подход: монография. Лондон: Международная академия наук и высшего образования, 2014.

Залевская А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст.

Избранные труды. М.: «Гнозис», 2005.

Залевская А. А. Психолингвистический подход к анализу языковых явлений // Вопросы языкознания. 1999. Вып. 6. С. 31–43.

Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Институт на- циональной модели экономики, 1994.

Клар Г., Люшер М. Магия цвета. Харьков: Сварог, АО «Сфера», 1996.

Коновалова Н. И. Модель описания культурной семантики языко- вых единиц в словаре // Педагогическое образование и наука. 2012. № 11. С. 18–20.

Серова Т. С. Сбалансированный билингвизм и механизм языкового переключения в устной переводческой деятельности в условиях диало- га языков и культур // Вестн. Том. гос. ун-та. Язык и культура. 2010.

№4 (12). С. 44–56.

Уланович О. И. Суггестивная функция языковых звукоизобрази- тельных символов: проблема передачи эффектов воздействия при пе- реводе рекламных слоганов // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2013. №4 (24). С. 43–52.

Chomsky N. Syntactic structures. Mouton&. Co., N.V., 1957.

Goldstein J., Davidoff J. Categorial perception of animal patterns. Brit- ish Journal of Psychology, 2008. V. 99. P. 229-243. DOI: 10.1348/000712607X2 2855

He H., Li J., Xiao Q., Jiang S., Yang Y., & Zhi S. Language and color perception: evidence from Mongolian and Chinese speakers. Front. Psychol. 2019. P.10:551. DOI: 10.3389/psyg.2019.00551.

Sera M.D., Elieff C., Forbes J., Burch M.C., Rodriguez W., & Dubois P. When language affects cognition and when it does not: An analysis of grammatical gender and classification. Journal of Experimental Psychology: General/ 2002. V. 131:3. P. 377-397. DOI: 10 1037//0096-3445.131.3.377

Tan L.H., A.H.D.Chan, P.Kay, P.L.Khong, L.K.C.Yip, and K.K.Luke. Language affects patterns of brain activation associated with perceptual decision. Proceedings of the National Academy of Sciences. 2008. V. 105 (10). P. 4004-09

Twomey et al. What we talk about when we talk about colors. PNAS.

2021. V. 118. P. 39 e2109237118 DOI:10.1073/pnas.2109237118.

About the author(s) :

Bubnova Irina Aleksandrovna – Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of Foreign Philology. Moscow City University (Moscow, Russia).

lk_2023_3.jpg