Article: PDF
Аннотация: Проблематика данной статьи касается развития вербальной креативности с применением тренинговых технологий, стимулирующих речетворческую активность. В статье рассматривается одна из таких технологий, основанная на комплексном применении экспериментальных методик заполнения текстовых лакун и методики реконструкции окказионального слова по заданному перифразу. В основу тренинга положена гипотеза о взаимообратимости процессов речепорождения и речевосприятия при реконструкции окказионального слова в опоре на его контекстуальное окружение и заданные ономасиологические параметры обыгрываемого прототипа. В качестве стимульного материала используются игровые словообразовательные инновации, извлеченные из стихов детских поэтов. Тренинг проводился с учащимися среднего школьного звена. Полученные данные свидетельствуют о том, что восстановление «игремы» запускает ассоциативный процесс поиска решения, открывая вариативные возможности ее реализации, которые могут быть оценены и скорректированы с учетом влияния рифмы, фактора благозвучия, удачности выбранной номинативной модели и оригинальности предлагаемой респондентами версии.
Ключевые слова: вербальная креативность, лингвокреативность, тренинги, языковая игра, детская литература, детские поэты, стихотворения, окказиональные слова.
Abstract: The problem field of this article is related to the development of verbal creativity based on technologies that stimulate creative activity. The article considers one of such technologies based on the complex application of experimental techniques for filling text gaps and reconstructing an occasional word in accordance with a given periphrase. The technology of this training is based on the hypothesis of the reversibility of the processes of generation and reconstruction of an occasional word based on its contextual environment and the specified parameters of the reproduced prototype. As a stimulus material, word-forming "igrems" extracted from the poems of children's poets are used. The training was conducted with secondary school students. The data obtained indicate that the restoration of the "igrema" triggers an associative process of finding a solution, opening up various possibilities for its implementation, which can be evaluated and adjusted taking into account the influence of rhyme, the euphony factor, the success of the chosen informative model and the originality of the version proposed by the respondents.
Key words: inguistic creativity, training technologies, language game, children's literature.

Для цитирования:

Язынина, Е. А. Конструирование окказионального слова как тренинг вербальной креативности / Е. А. Язынина // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. – 2022. – № 2. – С. 328-337. – EDN YTGGGA. // Лингвистика креатива. – 2022. – Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. – С. 328-337.

Об авторе (авторах) :

Язынина Екатерина Алексеевна – сту- дентка Института филологии и межкультурной коммуникации. Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург, Россия).

Адрес: 620017,   Россия,   Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Список литературы:

Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2002. – 320 с.

Гридина Т. А. Лингвокреативные стратегии семантизации слова и освоение операциональной техники языковой игры в онтогенезе: экс- периментальные данные // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 5. – С. 153-158.

Гридина Т. А. Лингвокреативный потенциал мотивационных эври- стик детской речи // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. – 2017. – № 15. – С. 5-16.

Гридина Т. А. Ассоциативные проекции игрового слова в "детской поэзии" (на материале произведений Михаила Яснова) // Известия Рос- сийского   государственного   педагогического   университета    им. А.И. Герцена. – 2018. – № 189. – С. 189-199.

Гридина Т.А., Коновалова Н. И. Диагностика грамматико- словообразовательных умений детей с общим недоразвитием речи как основа коррекционной работы // Специальное образование. – 2016. –

№ 2(42). – С. 39-50.

Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Техники языковой игры в процессе обучения словообразованию в школе и в вузе // Педагогическое обра- зование в России. – 2017. – № 8. – С. 79-84.

Гридина Т. А., Коновалова Н.И. Методы психолингвистических ис- следований: теория, практикум, тренинги. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2020. – 358 с.

Торренс – Тест Креативности Торренса [Электронный ресурс]. Ре- жим доступа: http: psychok.net/2017/05/16/

About the author(s) :

Yazynina Ekaterina Alekseevna – student of the Institute of Philology and Intercultural Communication. Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia).

Address: 26, Kosmonavtov Ave., Yekaterinburg, Russia, 620017.

lk_2023_3.jpg