Article: PDF
Аннотация: Рассматриваются различные способы создания смешного в профессиональной среде педагогов и студентов университета. Умение пошутить оценивается как креативная установка, отвечающая современным требованиям конвергентного образования. Идет речь о выигрышах комического, о возрастном раскладе, о постоянной готовности перевести повествование в юмористическую плоскость. Приведены примеры, подчеркивающие тот факт, что креативность юмора таит в себе глубокие смыслы, она улучшает ситуацию речи, открывая новое знание там, где его не было видно при обычном прочтении ситуаций.
Ключевые слова: юмор, смех, живая речь, лингвокреативность, черный юмор, новое знание, преподаватели, студенты, высшие учебные заведения.
Abstract: Various ways of creating funny in the professional environment of teachers and university students are considered. The ability to joke is evaluated as a creative attitude that meets the modern requirements of convergent education. We are talking about the gains of the comic, about the age distribution, about the constant readiness to translate the narrative into a humorous plane. Examples are given that emphasize the fact that the creativity of humor is fraught with deep meanings, it improves the situation of speech, revealing new knowledge where it was not visible during the usual reading of situations.
Key words: humor in live speech, creativity, black humor, new knowledge.

Для цитирования:

Харченко, В. К. Креатив тонкого юмора в университетской среде / В. К. Харченко // Лингвистика креатива. – 2023 – № 1. – С. 124-148. // Лингвистика креатива. – 2023. – №1. – С. 124-148.

Об авторе (авторах) :

Харченко Вера Константиновна – профессор кафедры русского языка и русской литературы. Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Белгород, Россия). Адрес: 308000, Россия, г. Белгород, ул.50-летия Белгородской области, д. 6. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Список литературы:

Берестнев Г.И., Цветкова А.А. Черный юмор как способ философствования // Вестник Балтийского гуманитарного университета. Серия Филология, педагогика, психология. – Вып. № 3. – 2017.

Гридина Т.А. Идиостилевые ракурсы языковой игры: гротескный мир Вагрича Бахчаняна // Лингвистика креатива–5: коллективная монография / под общ. ред. проф. Т.А. Гридиной. Екатеринбург, 2020. – С. 14–60.

Гридина Т.А. Художественный текст как поле языковой игры // Уральский филологический вестник. Серия: Психолингвистика в образовании. – 2012. – № 5. – С. 101-110.

Гридина Т.А., Коновалова Н.И. Техники языковой игры в процессе обучения словообразованию в школе и в вузе // Педагогическое образование в России. – 2017. – №8. – С.79-84.

Дземидок Б. О комическом. Пер. с польск. М.: «Прогресс», 1974.

Доброва Г.Р. Лингвокреативность детей раннего возраста: к вопросу о необычных стратегиях речевого поведения // Лингвистика креатива-3: Коллект. моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Гридиной. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2014. – С. 75-88.

Иссерс О.С. Лингвокреативные игры в пространстве Интернета: от смешного до серьезного // Лингвистика креатива: Коллект. моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Гридиной. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2012. – С. 101-120.

Ласкин А. Высокий и Толстой: Повесть // Нева. – 2012. –№ 8. – С. 76-121.

Иванян Е.П. Проблемы лингвоэкологии в свете лингвистики креатива // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность. Лингвистика креатива. 2018. – С. 209-215.

Кулакова И.В. Текстообразующая роль игрем – окказиональных слов // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность. Лингвистика креатива. 2018. – С. 266-274.

Никифорова Е.Б. Формирование новых слов как результат лингвокреативной деятельности социума // Известия ВГПУ. Филологические науки. 2019. – С. 134-138.

Норман Б.Ю. Лингвистика поэзии: прозрения и заблуждения Лингвистика креатива: Коллект. моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Гридиной. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2012. – С. 177-198.

Попова Т.В. Новое в изучении графодеривации // Лингвистика креатива-4: Коллект. моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Гридиной. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2018. – С. 229- 269.

Радбиль Т.Б. Новые явления в языковой среде русскоязычного интернета: к проблеме семантического и прагматического освоения языковых инноваций в свете «лингвистики креатива» // Лингвистика креатива–5: коллективная монография / под общ. ред. проф. Т.А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург, 2020. – С. 113– 124.

Ружицкий И.В. Аттракционная функция слова «почти» в текстах Ф.М. Достоевского // Лингвистика креатива–5: коллективная монография / под общ. ред. проф. Т.А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург, 2020. – С. 113–124.

Устинова Т.В. Развитие лингвокреативного мышления школьников средствами смыслового чтения поэтического текста, содержащего окказионализмы // Филологический класс. – 2018. – № 3. – С. 85-91.

Харченко В.К. Антология разговорной речи. Некоторые вопросы теории разговорной речи. В пяти томах. М.: ЛЕНАНД, 2016.

Шмелева Т.В. Ономастические игры в городской среде // Лингвистика креатива-3: Коллект. моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Гридиной. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2014. – С. 315-332.

About the author(s) :

Kharchenko Vera Konstantinovna Doctor of Philology, Professor, Department of Russian Language and Russian Literature, Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia)

lk_2023_3.jpg