Рубрика: ЛИНГВОКРЕАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Article: PDF
Аннотация: В статье анализируются примеры языковой игры в поэтических текстах русской художественной литературы XVIII в. На материале сатирических произведений автор рассматривает специфику конструктивных принципов языковой игры в лингвокреативной практике разных авторов указанного столетия. В качестве исходного избрано теоретическое положение о языковой игре как форме лингвокреативной деятельности, а также типология конструктивных принципов и моделей языковой игры, разработанная Т. А. Гридиной применительно к художественному тексту. Материал проанализированных сатирических текстов демонстрирует использование различных конструктивных принципов языковой игры, что свидетельствует об отношении к данному феномену как элементу художественного текста, содействующему его выразительности. В то же время для текстов XVIII столетия характерно отсутствие некоторых распространённых в современном русском игровом пространстве приёмов. В частности, в сатирической поэзии не используются гибридные слова, а кроме того, ограничено использование прецедентных текстов.
Ключевые слова: языковая игра, русский язык XVIII в., история русского языка, русская поэзия, русские поэты, поэтическое творчество, поэтические жанры, поэтические тексты, сатира, сатирическая поэзия, ассоциативный потенциал слова, лингвистика креатива, пародирование, каламбур.
Abstract: The article analyzes examples of language play in poetic texts of Russian fiction of the XVIII century. On the material of satirical works the author considers the specificity of constructive principles of language play in the linguocreative practice of different authors of the mentioned century. The theoretical position on language play as a form of linguocreative activity, as well as the typology of constructive principles and models of language play, developed by T. A. Gridina in relation to the linguocreative practice of different authors of the mentioned century, are chosen as the initial one. A. Gridina in relation to the artistic text. The material of the analyzed satirical texts demonstrates the use of various constructive principles of language play, which indicates the attitude to this phenomenon as an element of the artistic text that contributes to its expressiveness. At the same time, the texts of the eighteenth century are characterized by the absence of some of the techniques common in contemporary Russian play. In particular, satirical poetry does not use hybrid words, and in addition, the use of precedent texts is limited.
Key words: language game, Russian language of the XVIII century, Russian literature of the XVIII century, associative potential of the word, linguistics of the creative, parody, pun.

Для цитирования:

Щербакова Н. Н. Языковая игра в сатирической поэзии XVIII века // Лингвистика креатива. – 2023. – №3. – С. 25-39. // Лингвистика креатива. – 2023. – №3. – С. 25-39.

Об авторе (авторах) :

Щербакова Наталья Николаевна, доктор филологических наук, доц., проф. каф. предметных технологий начального и дошкольного образования ФГБОУ ВО «Омский государст венный педагогический университет» (Омск, Россия).

Список литературы:

Батуева А.Ц. Феномен русского Просвещения: сущность и особенности. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. Улан-Удэ, 2013. 25 с.

Гридина Т. А. Ассоциативный потенциал слова и его реализация в речи (явление языковой игры). Дис. на соиск. уч. степ. докт. филол наук. М., 1996. 566 с.

Гридина Т.А. Психологическая реальность значения и ассоциативная  стратегия   языковой игры  // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. Екатеринбург, 2006. № 4. C. 11-24.

Гридина Т. А. Языковая игра в художественном тексте. 3-е изд., испр. и доп.- Екатеринбург, 2013. 254 с.

Земская Е. А. Языковая игра. Русская разговорная речь. М., 1983. 240 с.

Лихачев Д. С. Смех в Древней Руси. Л., 1984.295 с.

Норман Б.Ю. Игра на гранях языка. М., Флинта, 2023. 344 с.

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки В. Я. Пропп. – М., 2002. 370 с.

Рут М.Э., Иванова Е.Н. Языковая игра в дискурсе языковой личности XVIII–XIX вв. // Лингвистика креатива–1: коллективная монография / под общ. ред. проф. Т.А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург, 2013. С. 78–86.

Русская поэзия XVIII века. М., 1972. 734 с.

Словарь  Академии  Российской:  В  6-ти  тт.  СПб.:  Имп.Акад.Наук, 1789-1794.

Чечулин Н. Д. Русское провинциальное общество во второй половине XVIII в. СПб., 1889. 121 с.

Щербакова Н. Н. Конструктивные принципы языковой игры в текстах XVIII века // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2018. № 2. С.516-524.

About the author(s) :

Shcherbakova Natalya Nikolaevna, Doctor of Philology, Associate Professor, Prof. department subject technolo- gies of primary and preschool education of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Omsk State Pedagogical University" (Omsk, Russia).

lk_2023_3.jpg