Вам может быть интересно:
Архив журнала
Языковая игра как способ дискредитации нарушения языковых норм в интернет-коммуникации
- 39
- Рубрика: ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ И ФОРМЫ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИИ
- Article: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме реакции на нарушение языковых норм. Отмечается, что нарушение норм может быть намеренным (эрратив) и ненамеренным. Намеренное нарушение может быть обусловлено созданием
«своего» языка какого-либо сообщества (жаргон падонков), а также стремлением к созданию комического или в педагогических учебных целях. В статье же предметом анализа стало намеренное нарушение языковых норм как способ дискредитирующей реакции на ненамеренные ошибки в интернет-высказываниях коммуникантов. Авторы статьи выявляют типы ошибок, на которые реагируют комментаторы,
отмечают, что не любое нарушение нормы становится стимулом креативной реакции. Анализируются приемы, которые коммуниканты используют для «мягкой» дискредитации нарушения языковой нормы и создания комического эффекта. Делается вывод о том, что авторами подобных реакций являются языковые личности, обладающие параметрами лингвистической креативности.
Ключевые слова: русский язык, нарушения норм русского языка, языковые нормы, языковая игра, лингвокреативность, Интернет, интернет-пространство, интернет-коммуникации, интернет-пользователи, интернет-тексты интернет-дискурс.
Abstract: The article is devoted to the problem of reaction to the violation of language norms. It is noted that violation of the norms can be intentional (errative) and unintentional. Deliberate violation may be due to the creation of "their" language of a community (slang), as well as the desire to create a comic or for pedagogical educational purposes. In the article, the subject of analysis was the intentional violation of language norms as a way of a discrediting reaction to unintentional errors in the Internet statements of communicants. The authors of the article identify the types of errors that commentators react to, note that not any violation of the norm becomes a stimulus for a creative reaction. The techniques that communicants use to "soft" discredit the violation of the language norm and create a comic effect are analyzed. It is concluded that the authors of such reactions are linguistic personalities with the parameters of linguistic creativity.
Key words: Russian language, violation of the norms of the Russian language, language game, creativity.
Для цитирования:
Стексова Т. И., Крылов Ю.В. Языковая игра как способ дискредитации нарушения языковых норм в интернет-коммуникации // Лингвистика креатива. – 2023. – №3. – С. 40-66. // Лингвистика креатива. – 2023. – №3. – С. 40-66.
Об авторе (авторах) :
Стексова Татьяна Ивановна – доктор филологических наук, профессор ка- федры современного русского языка и методики его преподавания, Новосибирский государственный педагогический университет.
Адрес: Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская 28; steksova@ inbox.ru
Крылов Юрий Владимирович – кандидат филологических наук, доцент кафедры со- временного русского языка и методики его преподавания. Новосибирский государственный педагогический университет.
Адрес: Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28;Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Список литературы:
Басалаева Е.Г, Ружа О.А., Шпильман М.В. Русская орфография и пунктуация сквозь призму наивного сознания// Сибирский филологический журнал. 2016. № 3. С. 59-69.
Басалаева Е.Г., Шпильман М.В. Многоточие как объект языковой рефлексии в интернет-дискурсе // Сибирский филологический журнал. 2015. № 3. С. 248- 255.
Гридина Т.А. Идиостилевые ракурсы языковой игры: гротескный мир Вагрича Бахчаняна // Лингвистика креатива-5: коллективная монография/ под общей редакцией Т.А. Гридиной. – Екатеринбург: ФГБОУ ВО «рГПУ», 2020. С.14- 60.
Гридина Т.А.Языковая игра в художественном тексте. 3-е изд., исп. и доп.; ФГБОУ ВПО «УрГПУ», Екатеринбург, 2013.
Гусейнов Г.Ч. Берлога веблога. Введение в эрратическую семантику.2005. http://speakrus.ru/gg/microprosa_erratica-1.htm (дата обращения - 10.07.2023).
Кронгауз М. Самоучитель Олбанского. — М.: Corpus, 2013.
— 288 с. — Фрагмент. — 5000 экз. — ISBN 978-5-17-077807-2.
Крысин Л. П. О некоторых новых типах слов в русском языке: слова-"кентавры" // Взаимодействие языка и культуры в коммуникации и тексте: сборник научных статей. – 2010. – Т. 1, № 1. – С. 195-199.
Медведев С. С., Фомин А. Г. К вопросу о статусе межъязыкового каламбура // Сибирский филологический журнал. – 2019. – № 3. – С. 234-243. – DOI 10.17223/18137083/68/21.
Норман Б.Ю. Аграмматические тексты и их место среди продуктов речевой деятельности// VERBA. Северо-Западный лингвистический журнал. 2023. №2(7). С. 66-77. DOI: 10.34680/VERBA-2023-2(7)-66-77.
Шмелев А. Д. Кодификация русской орфографии и написание собственных имен людей с прописной буквы - есть ли проблема? // Русская речь. – 2020. – № 4. – С. 42-53. – DOI 10.31857/S013161170010734-6.
About the author(s) :
Steksova Tatyana Ivanovna Doctor of Philology, Professor of the Department
modern Russian language and methods of teaching it, Novosibirsk State Pedagogical University; 630126, Novosibirsk, st.Vilyuiskaya 28; Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Krylov Yury Vladimirovitsh – Ph.D. of Philological Sciences, assistant professor at the Department of Modern Russian Language and Teaching Methods. Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia).