Вам может быть интересно:
Архив журнала
Словообразовательная креативность в освоении социально значимых слов
- 33
- Article: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются различные проявления словообразовательной креативности, которая находит отражение в современных медиатекстах: использование в деривационных процессах ключевых слов пандемийной эпохи ковид, коронавирус, корона, пандемия, вирус, вакцина, маска, прививка, карантин и др. в качестве исходных при создании как простых, так и сложных неодериватов агглютинативной структуры; активизация наряду с узуальными способами неузуальных способов словообразования (контаминация, заменительная деривация) с участием социально значимых слов. Новообразования стандартной и особенно нестандартной структуры можно считать проявлением словообразовательной игры. Подобная игровая составляющая современных медиатекстов отражает общественные умонастроения: подавленное психологическое состояние, негативный оценочный настрой членов социума, с одной стороны, и иронизирование, комическое осмысление сложившейся пандемической ситуации, с другой.
Ключевые слова: деривационные процессы, ключевые слова, пандемийная эпоха, коронавирус, словообразование, способы словообразования, словообразовательная игра.
Abstract: The article considers various manifestations of word-building creativity, which is reflected in modern media texts: the use of keywords of the pandemic era in derivational processes: ковид, коронавирус, корона, пандемия, вирус, вакцина, маска, прививкаetc. as a base word when creating both simple and complex neoderivates of an agglutinative structure; activation of non-usual ways of word-building along with the usual ways (contamination, substitutional derivation) involving socially significant words. Neologisms of a standard and especially non-standard structure can be considered a manifestation of a word-building game. Such a game component of modern media texts reflects public attitudes: a depressed psychological state, a negative evaluative attitude of the society members, on the one hand, and irony, comic comprehension of the current pandemic situation, on the other.
Key words: derivational processes, keywords of the pandemic era, ways of word-building, word-building game.
Для цитирования:
Рацибурская, Л. В. Словообразовательная креативность в освоении социально значимых слов / Л. В. Рацибурская // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. – 2022. – № 2. – С. 200-211. – EDN TAGOJN. // Лингвистика креатива. – 2022. – Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. – С. 200-211.
Об авторе (авторах) :
Рацибурская Лариса Викторовна – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой современного русского языка и обще- го языкознания. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия).
Адрес: 603005, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Грузинская, 12 Б, 28.
E-mail : Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Список литературы:
Гридина Т.А. К истокам вербальной креативности: творческие эв- ристики детской речи // Лингвистика креатива-2: Коллективная мо- ногр. / под общей ред. проф. Т.А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2013. С. 5–58.
Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатерин- бург: Урал. гос. пед. ун-т, 1996. 214 с.
Забродина Е. Корона сдвигает смыслы // Российская газета. 23.11.2021.
Ильясова С.В., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном про- странстве СМИ и рекламы. 5-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2015. 296 с.
Иссерс О.С. Лингвокогнитивные игры в пространстве Интернета: от смешного до серьезного // Лингвистика креатива-2: Коллективная моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2012. С. 101–120.
Норман Б.Ю. Игра на гранях языка. М.: Флинта, Наука, 2006. 344 с. Попова Т.В. Современные графо-орфографические игры: коммуни- кативные удачи и неудачи (на материале графиксатов русского языка рубежа XX-XXI вв. Лингвистика креатива-2: Коллективная моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2012. С. 199–233.
Русский язык коронавирусной эпохи. Коллективная монография / Ред. коллегия Е.С. Громенко, Н.В. Козловская, А.С. Павлова, М.Н. Приемышева (отв. ред.), Ю.С. Ридецкая. Санкт-Петербург: Институт лингвистических исследований РАН, 2021. 556 с.
Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М.: Язык. Семиотика. Культура, 2002. 552 с.
Словарь русского языка коронавирусной эпохи. Сост. Х. Вальтер, Е.С. Громенко, А.Ю. Кожевников, Н.В. Козловская, Н.А. Козулина, С.Д. Левина, В.М. Мокиенко, А.С. Павлова, М.Н.Приёмышева (отв. ред.), Ю.С. Ридецкая / Санкт-Петербург: Институт лингвистических исследований РАН, 2021. 550 с.
About the author(s) :
Ratsiburskaya Larisa Viktorovna – Doctor of Sciences (Philology), Profes- sor, Head of the Department of Modern Russian Language and General Linguis- tics. National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Nizhny Novgorod, Russia).