Рубрика: ЯЗЫКОВАЯ ИГРА В ДИСКУРСИВНЫХ ПРАКТИКАХ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА
Article: PDF
Аннотация: В статье рассматривается лингвокреативная составляющая речевой коммуникации в ее соотношении с тенденциями развития языка и аномалиями, обусловленными как недостаточным уровнем культурно-речевой компетенции говорящих, так и языковым вкусом разных социальных страт. Анализируются факторы, способствующие и/или препятствующие созданию лингвокреатем (в том числе с использованием конструктивных принципов и приемов языковой игры) в пространстве современного города. Подчеркивается, что лишь осознанное отступление от языкового стандарта, фиксирующее обыгрываемый парадокс, переводит аномалию в разряд лингвокреатемы. Выявляются коммуникативные неудачи в создании игрового эргонимического континуума, обусловленные незапрограммированным ассоциативным восприятием номинаций, несоответствием прагматическому, этическому и /или эстетическому социальному «запросу» их эффективного функционирования.
Ключевые слова: лингвокреативность, языковая игра, эргонимические номинации, речевые практики, речевая коммуникация, речевые аномалии.
Abstract: The article examines the linguocreative component of speech communication in its connection with the trends of language development and anomalies caused by both the insufficient level of cultural and speech competence of native speakers and the linguistic taste of various social strata. The factors contributing and/or not contributing to the creation of linguocreatems (including using constructive principles and techniques of language play) in the space of a modern city are analyzed. It is emphasized that only a conscious deviation from the language standard, revealing a paradox, translate the anomaly into the category of linguocreatema. Communicative failures in the creation of an ergonomic gaming continuum are revealed, due to an unprogrammed associative perception of nominations, inconsistency with practical, ethical and/or aesthetic social "demand" for their effective functioning in society.
Key words: linguocreative, language game, ergonymic nominations, speech practices of the modern city.

Для цитирования:

Гридина, Т. А. Практики современной коммуникации: лингвокреатив и речевые аномалии / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. – 2022. – № 2. – С. 14-29. – EDN UPEPIJ. // Лингвистика креатива. – 2022. – Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. – С. 14-29.

Об авторе (авторах) :

Гридина Татьяна Александровна – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общего языкознания и русского языка. Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург, Россия).

Адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, 281. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Коновалова Надежда Ильинична – доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания и русского языка, Уральский государственный педагогический университет; профессор кафедры русского языка для иностранных учащихся, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия).

Адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, 281. E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Список литературы:

Адясова О. А., Гридина Т. А. Реклама как текст воздействия: графи- ческий код языковой игры // Филологический класс. – 2017. – № 4(50). – С. 37-43. – DOI 10.26710/fk17-04-05.
Арутюнова Н. Д. Аномалии и язык (К проблеме языковой картины мира) // Вопросы языкознания. – 1987. – №3. – С. 3-19.
Бубнова И. А. Когнитивный механизм формирования структуры субъективного значения слова // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2008. – № 3 (16). – С. 51-56.
Гридина Т. А. Ассоциативный потенциал слова и его реализация в речи (Явление яз. игры) : специальность 10.02.01 "Русский язык" : дис- сертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. – Москва, 1996. – 566 с.
Гридина Т. А. Реклама как игровой текст: прагматика кодов языковой игры // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятель- ности. – 2018. – № 16. – С. 36-48.
Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Метод вероятностного прогнозирования как инструмент психолингвистического анализа креолизованного текста: восприятие кодов социальной рекламы // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2022. – Т. 24. – № 1. – С. 253-265. – DOI 10.15826/izv2.2022.24.1.017.
Гридина Т. А., Талашманов С. С. Языковая игра в современной интернет-коммуникации: метаязыковой аспект // Политическая лингвистика. – 2019. – № 3(75). – С. 31-37. – DOI 10.26170/pl19-03-03.
Елистратов В. С., Ружицкий И. В. О проекте «Словаря когнем постсоветского лингвокультурного пространства» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №1-1. – С. 1169.
Кронгауз М. А. Самоучитель Олбанского. М.: АСТ: CORPUS, 2013. 416 с.

Попова Т. В. Креолизованные дериваты как элемент русской письменной коммуникации рубежа XX-XXI вв. // Лингвистика креатива-1. коллект. моногр. / под общей ред. Т. А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2013. – С. 147-175.
Ремчукова Е. Н., Соколова Т. П. Прецедентные имена культуры в ономастическом пространстве современного города // Лингвистика креатива-5: коллект. моногр. / под общей ред. Т.А. Гридиной. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. – С. 327-341.
Шмелева Т. В. Стилистика городского ономастикона как фактор креативности // Лингвистика креатива-5: коллект. моногр. / под общей ред. Т.А. Гридиной. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. – С. 342-362.

About the author(s) :

Gridina Tatyana Aleksandrovna – Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of General Linguistics and the Russian Language. Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia).

Konovalova Nadezhda Il'inichna – Doctor of Philology, Professor of the Department of General Linguistics and the Russian Language, Ural State Pedagogical University; Professor of the Department of Russian Language for Foreign Students. Ural Federal University (Yekaterinburg, Russia).

lk_2023_3.jpg