Article: PDF
Аннотация: Языковая игра обладает серьёзным лингводидактическим потенциалом, поскольку создаёт возможность комплексного представления о единицах языка и специфике их взаимосвязи. В связи с этим она активно используется в учебном процессе. В данной статье рассматриваются основные приёмы введения языковой игры в учебный процесс. На основе анализа учебно-методической и научно-популярной литературы для школьников и студентов сделаны выводы о преобладании использования вербальной мнемотехники, которая широко представлена в методике обучения нормам русского литературного языка. В последние годы стали использоваться задания, направленные на выявление механизмов языковой игры, связанные с интерпретацией текстов, содержащих данное явление. Однако самым перспективным является направление работы, связанное с созданием заданий игрового характера, которые мотивируют обучающихся на создание игровых единиц. Такие задания позволяют не просто усвоить теоретический материал, но и развить языковое чутье.
Ключевые слова: вербальные мнемотехники, лингвистическое образование, языковая игра, языковые средства, русский язык, методика преподавания русского языка, образовательный процесс, языковые единицы.
Abstract: Language games have a serious linguo-didactic potential, because they create the possibility of a comprehensive view of the units of language and the specifics of their relationship. In this regard, the language gameis actively used in the learning process. This article discusses the main methods of introducing language games in the learning process. Conclusions about the predominance of verbal mnemonic are made based on the analysis of educational and popular science literature for schoolchildren and students. The verbal mnemonic is widely represented in the methodology of teaching the norms of Russian standard language. Tasks aimed at identifying the mechanisms of language play have been used in recent years. The tasks are associated with the interpretation of texts containing the phenomenon. However, the most promisingfocus area is to create the tasks of a game nature, which motivate students to form game units. Such tasks allow us to take into account not only the theoretical material, but also to develop linguistic intuition.
Key words: verbal mnemonic, linguistic education, language game.

Для цитирования:

Щербакова, Н. Н. Использование языковой игры в образовательном процессе / Н. Н. Щербакова // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. – 2022. – № 2. – С. 599-608. – EDN RUFSYS. // Лингвистика креатива. – 2022. – Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. – С. 599-608.

Об авторе (авторах) :

Щербакова Наталья Николаевна – профессор кафедры предметных технологий начального и дошкольного образования. Омский государст- венный педагогический университет Омск, Россия).

Адрес: 644021, Россия, г. Омск, ул. Марченко, д. 11, кв. 124.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Список литературы:

Бабаева Е. Э. Графика и орфография. Реформы и реформаторы // Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. С. 275 – 292.

Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека. М., 2002.

Грамота. Ру: Справочно-информационный портал.Режим доступа: http://gramota.ru/class/memos/?page=2

Граник Г. Г. и др. Секреты орфографии: Кн. для учащихся / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. М., 1994.

Гридина Т. А. Экспериментальный ресурс диагностики и тренинга вербальной креативности // Филологический класс. – 2014. – № 2(36). – С. 30-35.

Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Вербальные мнемотехники как механизм кодирования и декодирования информации // Вестник РУДН, серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2014. № 1. С. 128 – 134.

Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Техники языковой игры в процессе обучения словообразованию в школе и вузе // Педагогическое образо- вание в России.  2017. № 8. С. 79 – 84.

Журавлев А. П. Звук и смысл. М., 1991.

Журавлева Л. И. Русский язык в алгоритмах. Челябинск, 1996. Карпова Г.А. Основы сурдопедагогики. Екатеринбург, 2008. Кротова А. Г. Современный русский язык: лексикология для журналистов: учебное пособие. Новосибирск, 2017. (с. 28-29)

Успенский Л. В. По закону буквы. М., 1973.

Современный русский: Международный информационно- просветительский проект. Режим доступа: http://www.oshibok- net.ru/for-all/learning-should-be-fun/akcentologiya/

REFERENCES

Babaeva E. E. Grafika i orfografiya. Reformy i reformatory // Enciklopediya dlya detej. T. 10. YAzykoznanie. S. 275 – 292.

Varlamova E. P., Stepanov S. YU. Psihologiya tvorcheskoj unikal'nosti cheloveka. M., 2002.

Gramota. Ru: Spravochno-informacionnyj portal.Rezhim dostupa: http://gramota.ru/class/memos/?page=2

Granik G. G. i dr. Sekrety orfografii: Kn. dlya uchashchihsya / G. G. Granik, S. M. Bondarenko, L. A. Koncevaya. M., 1994.

Gridina T. A. Eksperimental'nyj resurs diagnostiki i treninga verbal'noj kreativnosti // Filologicheskij klass. – 2014. – № 2(36). – S. 30-35.

Gridina T. A., Konovalova N. I. Verbal'nye mnemotekhniki kak mekhanizm kodirovaniya i dekodirovaniya informacii // Vestnik RUDN, seriya Voprosy obrazovaniya: yazyki i special'nost'. 2014. № 1. S. 128 – 134.

Gridina T. A., Konovalova N. I. Tekhniki yazykovoj igry v processe obucheniya slovoobrazovaniyu v shkole i vuze // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2017. № 8. S. 79 – 84.

ZHuravlev A. P. Zvuk i smysl. M., 1991.

ZHuravleva L. I. Russkij yazyk v algoritmah. CHelyabinsk, 1996. Karpova G.A. Osnovy surdopedagogiki. Ekaterinburg, 2008.

Krotova A. G. Sovremennyj russkij yazyk: leksikologiya dlya zhurnalistov: uchebnoe posobie. Novosibirsk, 2017. (s. 28-29)

Uspenskij L. V. Po zakonu bukvy. M., 1973.

Sovremennyj russkij: Mezhdunarodnyj informacionno-prosvetitel'skij proekt. Rezhim dostupa: http://www.oshibok-net.ru/for-all/learning-should- be-fun/akcentologiya/

About the author(s) :

Shcherbakova Natalia Nikolayevna– professor of the departmentof technologies of primary and preschool education. Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia).

lk_2023_3.jpg