Article: PDF
Аннотация: В статье анализируются креативные заголовки, извлеченные из «Российской газеты» (апрель 2022 – апрель 2023 гг.). Заголовок рассматривается как компрессированный текст, транслирующий востребованный массовым адресатом экспрессивно-воздействующий смысл, включённый в проживаемую жизненную ситуацию. В ходе анализа выделяются разновидности креатем: реализованные воздействующие средства языка, трансформированные языковые средства и эвристемы. Характеризуются использованные адресантом креативные технологии. С учётом сформировавшихся тематических сфер и актуальных предметных тем выявляется репертуар функций креативных газетных заголовков. Специально описываются речевые средства, обеспечивающие тематическую и суггестивную функции. Представлена интерпретация заголовков, обостряющих или же ослабляющих фрустрацию. Доказано, что стратегически заданная психотерапевтическая функция заголовков, ориентированных на определенный сегмент читательской аудитории, обеспечивается человекоцентричностью и концептуализацией вербализованных констант отечественной лингвокультуры.
Ключевые слова: лингвокреативность, креативные газетные заголовки, креатемы, креативные технологии, тематическая сфера, суггестия, коммуникативная рамка, журналистика, медиалингвистика, медиадискурс, медиатексты, российские СМИ, средства массовой информации, язык СМИ, языковые средства, суггестивная функция.
Abstract: The article analyzes creative headlines from “Rossiyskaya Gazeta” (April 2022 – April 2023). A headline is considered as a compressed text, which reflects the expressive and influencing idea. The latter is demanded by the mass addressee, as it is included in the current life situation. The analysis distinguishes various createmes: implemented influencing language tools, transformed language tools, and heuristemes. The creative technologies used by the addressee are characterized. The formed thematic areas and relevant subject topics taken into account, the functional repertoire of the creative newspaper headlines is revealed. There are specially described speech means providing thematic and suggestive functions. The author provides an interpretation of the headlines that exacerbate or weaken frustration. It is proved that the strategical psychotherapeutic function of headlines oriented to certain readers is provided by human-centeredness and by the conceptualization of the verbalized constants of the national linguistic culture.
Key words: creative newspaper headline, createme, creative technologies, thematic sphere, functions, suggestion, communicative frame.

Для цитирования:

Купина Н. А. Креативные газетные заголовки и их функциональная нагрузка / Н. А. Купина // Лингвистика креатива. – 2023. – №2. – С. 81-96. // Лингвистика креатива. – 2023. – №2. – С. 81-96.

Об авторе (авторах) :

Купина Наталия Александровна – профессор кафедры русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации. Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия).

Адрес: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, д. 51, каб. 312.

E-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Список литературы:

Гайда С. Стиль как вызов // Актуальные вопросы стилистики. 2016. № 22. С. 13–22.

Григорьев В. П. Поэтика слова. М., 1979.

Григорьев В. П. Велимир Хлебников в четырехмерном пространстве языка. Избранные работы. 1958–2000-е годы. М., 2006.

Гридина Т. А. Языковая игра:   cтереотип и творчество. Екатеринбург, 1996.

Гридина Т. А. Лингвокреативные механизмы порождения текста: экспериментальный ресурс языковой игры // Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. – 2016. – № 7. – С. 143-157.

Изард К. Э. Психология эмоций. СПб., 2006.

Клушина Н. И. Медиастилистика. М., 2019.

Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971. Кулаков А. Н. Заголовок и его оформление в газете. Л., 1982. МАС – Словарь русского языка в четырех томах. Т. 2. М.,1983; Т. 4. М., 1984.

Мужаев В. С. О функциях заголовков // Ученые записки МГПИИЯ им. М. Тореза. Вып. 55. Вопросы романо-германской филологии. М., 1970.

НЭС – Новый энциклопедический словарь. М., 2001.

Петрат Т. Р. Заглавие или Заголовок // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева. М., 2003. С. 188–189.

Ремчукова Е. Н. Креативный потенциал русской грамматики. М., 2005.

Сковородников А. П. Экология русского языка. Красноярск, 2016.

Солганик Г. Я. Основы лингвистики речи. М., 2010.

Тощенко Ж. Т. Фантомы российского общества. М., 2015.

ТСРЯ – Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв. ред. Н. Ю. Шведова. М., 2008.

Фатеева Н. Е. Языковая креативность: подступы к теме // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. – Вып. 7. – М., 2016. – С. 13–28.

Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991–2000). Екатеринбург, 2001.

About the author(s) :

Kupina Natalia Alexandrovna – professor of the Department of Russian Language, General Linguistics and Speech Communication. Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin (Yekaterinburg, Russia).

lk_2023_3.jpg